МЫ СОЗДАЛИ ВСЕ СВОИМИ РУКАМИ...
Наши героини некоторое время назад не были даже знакомы, а уж о общей фирме и не мечтали, сегодняшний день казался далеким будущим. В старом Таллинне во дворе дома улицы Лай за номером двадцать шесть создали свой оазис моды две выпускницы факультета прикладного искусства Евроуниверситета Людмила Ерофеева и Юлия Хованская.
Какое ощущение вы испытываете находясь сейчас в стенах собственного предприятия?
От кукол... до студенческой скамьи
Людмила:
К этому дню я шла очень долго... мои родители из рабочей семьи мечтали о высшем для меня образовании, о надежной профессии, которая смогла бы в дальнейшем прокормить. Родителей я послушалась, закончила институт, получив диплом инженера -строителя по специальности водоснобжение и канализация. С удовольствием, кстати училась, даже получала повышенную стипедию и некоторое время успела поработать. Потом создала семью, и все никак не могла найти покоя - не устраивала меня роль только хранительницы очага. С детства одна страсть была, которая не угасла и, наверное, привела к нынешней профессии - девочкой я шила куклам многочисленные наряды, и выполняла уже тогда работы на заказ для своих первых клиентов. Когда я осознала, что только мечты для воплощения новых идей явно недостаточно, будучи уже замужней женщиной, мамой двоих взрослых детей, решила начать все сначала - стать студенткой.
Юля
Мой путь к сегодняшнему дню был гораздо короче, но тоже начался с преславутых кукол. У меня рано умерла мама и меня воспитывал отец, ему не легко было растить девочку, во времена моего детства недоступно было купить что- либо нарядное, красивое и я начала сама придумывать себе наряды. В жизни всегда мне не хватало решительности, может сразу после окончания школы надо было пойти учиться на художника -модельера, но я не осмелилась и начала с ремесла швеи, поступив в профессионально- техническое училище. Так что нынешнею свою професссию и весь процесс создания костюма освоила с азов. Дальнейший мой путь схож с Людиным. Я тоже вышла замуж, родила сына, но оставаться лишь домохозяйкой, благополучной и обласканной близкими не захотела. Мне этого было мало и будучи взрослым человеком снова села за парту. Было очень страшно сделать столь решительный шаг, я боялась многого: во- первых, хватит ли таланта освоить такую непростую профессию, во- вторых, где в дальнейшем смогу применить свое умение в маленькой Эстонии и т.д.
Кем вы себя ощущали в годы учебы, желторотыми птенцами, осваивающими основы профессии или же умудренными жизненным опытом дамами?
Люда Эти годы прежде всего были очень тяжелыми для наших близких, я уже даже не говорю о финансовой стороне, ведь за учебу надо было платить. Семья была отодвинута на второй план, муж научился готовить еду, девочки как -то незаметно быстро выросли. Я пыталась взять от учебы как можно больше знаний, на первых курсах мы осваивали, швейное производство, технологию, ремесло под руководством очень строгого и опытного педагога Ирины Шебаровой. На старших, впервые ощутили себя художниками, творцами и это было отдачей за годы и месяцы напряженной студенческой жизни, за нервотрепку экзаменов. Показ на тему “Старого Таллинна” проявил в студентах не только патриотическую любовь к городу, но и смекалку, фантазию, свободу мыслить и, конечно, заставил пересмотреть и прочитать массу литературы, в том числе и исторической.
СОЗДАТЬ СВОЙ СТИЛЬ, ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ ОБРАЗ КЛИЕНТА - ОЧЕНЬ НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА...
Юля. Мы все пришли в университет такие разные, со своими сложными характерами, вкусами, амбициями, нам было отпущено всего четыре года для того, чтобы не только овладеть профессией, но и стать образованными людьми, уметь отличать крепкое ремесло от высокого творчества. Я никогда не забуду критику в мой адрес Лена Гирина на одном из первых показов. “ Это, конечно, хорошо, только такое можно купить в магазинах.” Тогда я на него жутко обиделась, ведь я старалась, хотела сделать что- то оригинальное, а он так грубо меня оценил. Теперь, спустя время я понимаю, что Мастер был прав - создать свой стиль, помочь раскрыть образ клиента очень непростая задача. Для дипломной работы я долго искала тему, хотела работать с джинсовой тканью. Просиживала в библиотеках над репродукциями художников и однажды поняла, что моя идея может найти отклик в картинах Пикассо, в его раннем, голубом периоде, когда автору характерен был спокойный, сдержанный тон.
Люда. Я с большим уважением отношусь к моей молодой коллеге,
и когда она выбрала для дипломной работы творчество Пикассо, меня тоже охватила идея найти своего вдохновителя, им стал австрийский художник- символист Густав Клинт. Он увлекался Востоком, Египтом, а мне очень близка эта тематика. Быстро пролетели годы учебы и наконец впереди была настоящая пофессиональная жизнь. Мечта создать свое дело родилась уже в стенах университета и как я уже говорила, Юля всегда была для меня авторитетом. Кроме творческой искры я увидела в ней и трудоголика, что совсем немаловажно для создателей совместного предприятия.
Чтобы уничтожить конкурента, надо обьединиться...
Юля. Будучи студентами, воспринимаешь работу другого, как конкурента, но эта конкуренция была творческая, она огромный стимул в работе. Я даже мужу своему говорила, что для меня главный конкурент -это Людмила. Если посмотреть нас со стороны, то видно, что мы разные и по характеру и по мышлению, но мы друг друга дополняем и создаем своеобразный тандем.
Чтобы создать свое дело, конечно нужна материальная основа и никакие творческие идеи не могут воплотиться в жизнь, увы, без финансовой поддержки. Кто помог вам?
Юля. Сейчас, оглядывась назад я даже не понимаю, как мы могли начать, на что -то рассчитывать не имея ничего за душой, кроме высокой цели -создать то, чего нет в городе- “художественное ателье.“ Наши мужья и не подозревали, что мы ведем жесткую экономию на семейном бюджете, сокращая расходы на продуктах, досуге, поездках. Эта изобретательность дала нам возможность для начала снять в аренду помещение. Просить денег у государства, писать замысловатые бизнес- планы, не было ни времени, ни надежды - просителей так много, а получают единицы! Приходилось рассчитывать только на себя. Мы сняли пристройку в одном из дворов старого города, совсем непригодное для работы. Нижний этаж еще как -то можно было назвать жилым, но верхний! Он даже не был хозяиным засчитан в контракте, на чердак вела разрушенная лестница, а внутри лишь паутина и старый хлам. Но неуемная фантазия уже рисовала там примерочную и уютный уголок для беседы с клиентами. Все старались делать своими руками, поломанные, старые лампы, зеркала, сундуки приобретали своеобразный, современный вид. Вообщем, не только дизайн, но и ремонт подняли на женских хрупких плечах, получив при этом еще колоссальный опыт.
Люда. Первоначально из дома мы принесли свои орудия труда, швейные машинки, манекены. Сейчас уже заработав, купили еще две машины, доску с подогревом, паровой утюг. Одним словом, предприниматели! Когда было готово помещение, пришли первые клиенты, вначале ими были знакомые и друзья, но теперь уже больше полугода у нас нет свободного времени, слава Богу работы много. Кроме частных лиц недавно мы выполнили очень интересный заказ- историческую одежду для французского ресторана. Эта работа принесла и деньги и уверенность. В творческом плане мы еще постигли нечто новое для себя, кроме костюмов впервые сшили (мушкетерские) шляпы и обувь. Только сейчас закончили работу для японского ресторана, текстиль для интерьера и одежду для официантов и поваров, которые работают на виду у посетителей. О планах нам трудно говорить, мы зависим от клиентов, от рекламы, до которой у нас не доходят руки, даже вывеску нет времени над домом сделать, у нас нет спонсоров, которых сейчас пытаются найти все начинающие предприниматели.
Вас не утомляет рутинная каждодневная работа над созданием костюма, вы ведь трудитесь сами и в качестве портних?
Юля. Я не считаю эту работу скучной, потому что каждое платье, брюки и т.д. - это очередная ступень совершенствования, возьмем хотя бы последние заказы - платья на конкурс “мисс Эстония” для детей.
Каждый шов -это был миг творчества! Наши модели получили престижнейшие места, одна из них стала “королевой.” В этой победе и крохотная частица нашей. Буйная фантазия находит выход в конструировании одежды, аксессуаров, ее полет проник и в расширение ателье -создание на его основе магазина одежды. Мы только начинаем, преодолевая не только внешние трудности, но и собственную неуверенность, страх, неопытность в незнакомом для нас, творческих людей, бизнесе.
Люда. Я считаю, что большим достижением в нашем деле стало удачное партнерство. Как часто не могут найти общий язык, лгут, не доверяют друг другу и просто несовместимы люди в жизни, а совместное дело даже посложнее, чем семья. Мы будем растить наше дитя, холить и пестовать, чтобы оно не только радовало глаз, но и было жизнестойким.
В былые времена мы все, так или иначе во всем опирались на государство. Оно должно было заботиться о том, чтоб у человека был кров, хлеб, работа. Государство с рыночной экономикой, в конечном счете, так же заботится о человеке (возьмем для примера, хотя бы Скандинавские страны), но забота эта другая. Отличие дня вчерашнего от сегоднешнего, в Эстонии, как мне кажется, в том, что обеспечив свободу человеку
нынешнее общество делает главную ставку на активность самой личности. Человек должен не только предлагать себя на рынке труда, но и создавать этот рынок. Значительная часть людей могут найти свое место в малом и среднем бизнесе, преодолевая инерцию, нерешительность, иллюзии ( кто-то там наверху для тебя сделает) и смелее опираться на собственные силы. Инициатива сегодня не наказуема, законодательство Эстонии позволяет творить ценности, “делать деньги” более цивилизованно, чем некоторое время назад, когда тысячи учителей, инженеров, врачей и др. стали торговцами, “челноками” и т.д.
Рассказ о моих героинях, это конечно, не конкретный пример для большинства, не все обладают художественным талантом, но многие таят в себе еще не раскрытые возможности и в новых условиях очень важно активно искать, находить и применять свои знания.
Ах, как жаль, что сегодня в Эстонии не существует званий театральным деятелям, ибо моя собеседница обладала ими в большом количестве. Примадонна Оперного театра, народная артистка Эстонии, народная артистка Советского союза, лауреат множества премий и наград - Маргарита Войтес.
Вы дочь военного, может дисциплина и трудолюбие привели вас к славе?
Я родилась Примадонной, ибо уже в три года, выступая и наряжаясь перед гостями, заявила, что “Я - Артиста.” Театр “Ванемуйне.” был тем местом, где родилась Мечта о театре.
Время учёбы в Консерватории не только обретение профессии, но и незабываемые встречи с мастерами, корифеями эстонской сцены.
В 1955 году после окончания школы меня прослушал в Консерватории Александер Ардер и похвалив “ красивый голосочек” сказал, что этого недостаточно, нужно учиться в музыкальной школе, знать сольфеджио, быть подготовленной к учёбе в консерватории. И я обидившись, а может протестуя, пошла учиться в Тартуский университет на библиографический факультет. Там познакомилась с руководителем студенческого эстрадного оркестра Игорем Грабсом. С этим оркестром много ездили, выступали на только созданном, Эстонском телевидении. Был большой успех и меня пригласили петь в оперетту. Ставили спектакль “ Фиалка Монмартра.”. Мой друг и партнёр в спектакле Ян Сауль вызвался дать положительную рекомендацию на актрису Войтес своей маме педагогу Линде Сауль. Музыкальная школа, подготовительные курсы, а уже потом консерватория. Так что, путь в Музыкальную Академию, как ныне называют Таллиннскую Консерваторию, был не простым. Эстафету нам передали выпукники- студенты, в будущем знаменитые вокалисты Хендрик Крумм, Урвэ
Таутс. А со мной по коридорам бегали, влюблялись, сидели в библиотеке и сдавали экзамены Эри Клас, Эндо Лойтмяэ, Аада Куусеокс и др.
Во время учёбы разрешалось участвовать в спектаклях или концертах?
Что вы, наши педагоги были категорически против, ибо имели горький опыт такого мероприятия. Но меня не “уберегли.” Я выступала на конкурсах и приняла приглашение от духового квинтета с которым объездила Урал, целинный край и много других мест необъятного Союза. После гастролей передо мной встал нелёгкий вопрос, продолжить образование или взять академический отпуск в связи с декретом, так как ждала на свет появление своего первенца.
Но родители отважно ринулись мне на помощь предлагая заботу о внуке, лишь бы их “Примадонна” смогла продолжить учёбу.
После окончания вуза вас ждал прославленный театр, возглавляемый известным далеко за пределами Эстонии, Каарелем Ирдом. Целой махиной, огромным театральным комбинатом, состоящим из драмы, балета, оперы и оперетты руководил Мастер.
Вы не боялись потеряться в лабиринтах такого Дома?
Ещё как боялась, Каарель Ирд не дал мне опомниться и сразу бросил на уже идущий репертуар. А риск, он сопровождал меня по всей жизни...
Не увлекали вас иные жанры, кроме оперы?
Петь в опере не было моей мечтой, я видела себя артисткой оперетты, да и педагогами моими были Тийна Каппер, Ида Урбель, Удо Вяльяотс. Но сама Опера меня выбрала. В театре я даже принимала участие в нескольких драматических спектаклях, но не переставала мечтать о оперетте, где смогла бы реализовать все свои возможности, выразить мысль в голосе и пластике.
Кто же переманил вас в Таллинн, в театр “Эстония”?
Соблазнителем оказался Хендрик Крумм. Для успешной работы необходим был ансамбль - партнёры, дирижёр, постановщик и всё это тогда имелось в таллиннском театре, куда я перешла. Даже когда меня приглашали в Москву в Большой, я не захотела покинуть “Эстонию.”
На каком языке пели тогда оперу? Этот вопрос сегодня кажется наивным, ибо во всём мире давно поют на языке оригинала.
Ох, Эстония тогда была частью особого мира, закрытого пространства.
У меня была возможность сделать пластинки в Москве “Травиаты,” где я пела Виолетту, Джильды в “ Риголетто” и др., но только на русском языке, я отказалась
и таким образом пострадала, лишившись записи. А в Эстонии все оперы соответственно звучали на эстонском, но к счастью, уже при мне стали петь на языке оригинала. В дальнейшем я пела на итальянском, русском, немецком. Есть языки, в том числе и эстонский, которые очень хорошо ложатся на музыку.
Часто ли театр гастролировал, куда вы имели возможность выезжать?
Не так уж много мы разъезжали. Благодаря усилиям Эри Класа состоялись гастроли в 1972 году в Италию. Тогда на сцене нашего театра было много постановок впервые осуществлённых на территории Советского союза. А Аарнэ Микк был одним из экспериментаторов в оперном искусстве, смело нарушал устоявшиеся законы, передвигал очерёдность сцен. Это теперь пошли ещё дальше, открывают купюры, т. е. раздвигают возможности оперы.
Вы выступали на многих правительственных концертах, как принимали в этих кругах?
В Большом театре я была первой солисткой из Эстонии. В Кремлёвском Дворце съездов мне сделали сольный концерт, пела с духовыми и симфоническими оркестрами, выступала с романсами. Я была любимой певицей Индиры Ганди, и каждый её приезд приглашали петь русского “Соловья” Алябьева эстонскую певицу Маргариту Войтес.
В компаниях среди друзей вы поёте?
Нет, сейчас уже не пою, раньше в кругу школьных друзей пела много и музицировала, а когда это стало моей профессией перестала, за столом такое выступление часто кончается потерей голоса.
А можете ли вы петь другие партии?
Могу, но не всегда осмеливалась. Я ведь по школе не пою, педагог не занимался мною, как колоратурным сопрано, она старалась расширить мой голос, из-за этого я потеряла несколько возможностей высоких нот наверху. Посчастливилось спеть Альчину Генделя, а это партия драматического сопрано. А вот Кармен так и осталась мечтой...
Что послужило причиной вашего ухода из театра?
Наверное звёзды расположились особым образом... Также, как когда-то я ушла из Тартусского университета, решив в одночасье свою судьбу, так я покинула театр, меня тяготила атмосфера и отсутствие работы. В 1990 году я ушла из театра “Эстония,” совсем не думая, что ухожу из профессии. Но депрессия охватила настолько, что целый год просидела дома, смотрела телевизор, вязала, ела
мороженое. Таким образом организм, видимо, реагировал на многолетнее напряжение. Мои друзья и бывшие коллеги не дали долго киснуть и призвали к труду. Я стала давать сольные концерты, выступать в церквах, Домской, Нигулистэ и др. Раньше я боялась орган и только сейчас оценила необыкновенный инструмент. Мои концерты носят названия: “ Вечер с Аvе Маria” и посвящены памяти бабушки от которой получила голос и моей внучке Марии.
Эти концерты собирают много людей, они подходят близко, хотят дотронуться, как до иконы, сказать что-то хорошее...
В моей прошлой жизни было столько счастья, встреч, успеха, видимо, в мире должно быть равновесие, если сегодня я страдаю. Людям моего поколения сейчас очень тяжело и я не имею права, наверное, жаловаться.
Говорят, что у Скорпионов старость должна быть счастливой, значит я ещё не старая, утешаю себя...
P-S- А совсем скоро- поделилась со мной Маргарита Войтес- выходит моя пластинка. Если я ещё могу дарить радость своим искусством, я должна это делать пока живу.