Каждая встреча для меня -это большой дар.
Было пасмурно и дождливо, надоевшая зима никак не хотела уступать приемнице ее законные права. Я шла на встречу с известной певицей 70-х, как на свидание со своей юностью. Вы, наверное представляете, какие чувства могут волновать человека в такие минуты...время беспощадно, все мы - кумиры и поклонники тех далеких дней и т.д. Молодая и красивая, ожидавшая меня под ярким зонтиком Хейди Тамме, прервала мои грустные размышления: “Какое же это счастье встречать весну, правда?”
Госпожа Тамме, тут беседуя с вами у меня закралась одна мысль “Не может быть, чтобы такой хорошой русский язык у эстонской женщины был приобретенный, скорее всего здесь есть давние глубинные русские корни”
Что касается корней, то я до сих пор не могу в них разобраться. Родилась я во время войны в Ульяновске, в России, куда эвакуировались многие эстонцы. Моя мама из Мустве, что у Чудского озера, она - пятое поколение, которое пришли на границу Эстонии и в паспорте записана русской. Отец у меня наполовину эстонец, наполовину немец. И вы знаете, я очень даже рада, что такое разнообразие корней, видимо соединение их родило меня, как творческую натуру.
Когда вы начали петь?
Ох, видимо задолго до своего рождения. Мама рассказывала, что когда носила меня в животе, в то трудное военное время, часто вспоминая о доме, о родных пела и мечтала, чтобы у ее ребенка была счастливая жизнь. Потом же, в детстве, она стала моим первым зрителем. Бедная моя мама, уставшая, после тяжелой работы, она старалась не уснуть и вынуждена была просматривать мои выступления - я готовилась к карьере балерины и когда меня, к несчастью (а может, к счастью) не приняли, мы с мамой пошли поступать в музыкальную детскую школу.
Ее я окончила с отличием по классу -гусли. Продолжила музыкальное образование на факультете дирижирования, как видите, проделала долгий путь к профессии певицы. Так что, когда я пою, мои руки тоже поют. В консерватории профессора не очень приветствовали мое увлечение эстрадным пением и настаивали на том, чобы я не отвлекалась от серьезной музыки, но переделать мой характер не смогли. После окончания учебы известный композитор Геннадий Подельский пригласил меня в только что созданный ансамбль “Лайне.” В это же время Феликс Мандре позвал работать солисткой в филармонию. Так счастливо начиналась моя карьера! Думаю, что тогда Подельский смог лучше убедить молодую певицу и мой выбор был сделан в пользу его коллектива, этот ансамбль работал очень успешно и был любим зрителями.
Имя певицы Хейди Тамме было очень популярно, вас не избаловало бремя славы?
Когда я начала петь, то для меня было большим счастьем просто признание, как певицы, а суета вокруг не больше, чем мишура. Я нашла своего зрителя и должна была его не разочаровать. Да, для некоторых молодых людей популярность сваливается внезапно на еще не подготовленные головы и зачастую калечит не только профессиональную карьеру, но и жизнь. Музыка и школа через которую я прошла, помогли понять в жизни многое. Для меня постижение профессии было важнее, чем быть знаменитой.
Актеры и музыканты по- разному отзываются о гастролях, что они для вас?
Кроме напряженной работы это еще неизгладимые впечатления от пестроты нашей планеты, красот мира, незабываемых встреч с людьми. Я еще ни разу не ездила по миру, просто отдыхая. Нет смысла перечислять те многие страны, которые я посетила с концертами, наверное легче было бы назвать те, где не была. С Олегом Мельником и Николаем Самохваловым мы делали специальные программы для российских гастролей и пели русские песни. Вспоминаю один случай, когда наше эстонское телевидение не пропустили на гастролях в Крыму из-за столпотворения публики.
В то время очень популярны были единственные в СССР эстонские
варьетте, приезжал народ полюбоваться не только красотами Старого Таллинна, но посетить и эти заведения. Солисткой в некоторых из них были и вы.
Боже мой, какая все-таки неугомонная штука- молодость, я хотела научиться всему. Одновременно я могла выступать на больших сценах, участвовать в записи на радио и телевидении, а по ночам петь и в варьетте. В каждом из этих мест я должна была найти правильную “тональность” звучания и я благодарна судьбе, что у меня в те годы было так много возможности учиться профессии и развить свой талант. Сейчас у молодых исполнителей одна забота - как сделать пластинку и продать ее. Меня часто спрашивают сегодня молодые коллеги- кто был моим продюссером, кто “раскручивал.” И я отвечаю: “Меня сделали певицей публика и мои коллеги по сцене с которыми я выступала, это и Уно Лооп, и Георг Отс и Яак Йола, Калью Тересмаа, Тармо Пихлап.
Кроме эстрады в каком жанре вам еще довелось работать?
В Финляндии в шведском театре я участвовала в спетаклях оперетты, позже в концертах, осмелев, пела классические произведения и видела, что публика меня принимает, и это дало мне уверенности в дальнейшей работе. По молодости не было времени прослушивать свои записи, а сейчас я все чаще к ним возвращаюсь и понимаю, что совсем не стыжусь ни за репертуар, ни за исполнение. Сейчас я делаю акцент больше на педагогическую работу. Много лет назад композитор Уно Найсоо предложил мне попробовать себя в роли педагога на эстрадном факультете в музыкальном училище. Господи, как я испугалась, ведь опыта у меня не было, но с чего-то надо было начинать и вот теперь стаж преподавательской работы насчитывает тридцать лет! Я сейчас преподаю в Хельсинки в консерватории на факультете попмузыки и получаю большую радость от студентов, мы вместе что-то изобретаем, разрабатываем индивидуальную методику к каждому голосу, даже называем некоторые упражнения именами учеников, идет постоянный творческий процесс. Если человек пришел в искусство, он уже Богом отмеченный талантом, не у всех он, правда, одинаков. Я стараюсь быть с ними честной и это требует большой душевной работы, ведь так легко нанести рану молодому человеку и признать его бесперспективным.
Было бы интересно понаблюдать за вами когда вы смотрите конкурсы Евровидения.
Ой, это наверное кошмарное зрелище! Я очень эмоциональный зритель и пристрастный критик в одном лице, ибо прежде всего хочу увидеть со сцены интересную личность, не манекен, навязанный модой шоу-бизнеса, меня должны взволновать и голос и песня, которая не даст забыть себя многие дни после конкурса. Пробиться индивидуальности, выбиться из общего клише -задача не из легких.
Двадцать лет назад ваш отъезд в Финляндию вызвал много шума, с чем было вызвано это решение?
Сегодня, когда появилось много свободного времени я мысленно возвращаюсь в те далекие дни и не могу однозначно ответить на этот вопрос. Да, был успех, популярность, любовь зрителей, но, видимо еще была молодость и жажда познания мира, который я успела повидать. Еще я всегда подсознательно боялась, что мое пение когда- то себя исчерпает, а желание развиваться, как личности, как певице во мне всегда было обостренно. Я очень благодарна финнам за их гостеприимство, это открытый и добродушный народ. В них гармонично сочитаются казалось бы несопостовимые вещи - они живут по определенной системе, поэтому законопослушны и трудолюбивы, и в то же время удивительно близки к природе, без фальши и цинизма.
Мой сын, воспитанный в этом обществе, владея несколькими иностранными языками очень комфортно себя чувствует и называет себя “человеком мира,” хотя вовсе не отрицает своих эстонских корней.
После вашего “побега” было запрещено использовать пластинки Хейди Тамме на радио и телевидении. Тогдашняя власть строго наказывала непослушных, будь -то звезда экрана или эстрады.
Да, время запретов, цензуры, свободы перемещения, слава Богу, прошло, и я счастлива, что дожила до него. Но я все равно не вижу на моей Родине счастливых людей, конечно, я отвечаю за тех, кто рядом, с кем общаюсь, моих сверстников. Я читаю на лицах печать усталости, неуверенности и страха за завтрашний день. Видимо, наше поколение должно вымереть, как когда-то в библейские времена иудейское племя, освобожденное Моисеем из рабства, но не готовое к свободной жизни. Душа человека так хрупка и уязвима, а реалии сегодняшней жизни навязывают бешеный ритм, дурацкий возрастной лимит, а некоторым жителям Эстонии еще и языковый барьер. Понимаете, чтобы все это преодолеть нужен разбег, время - его то “взрослому” поколению как раз и не хватает. Мои приезды в Эстонию сегодня носят характер как бы психологической помощи. Может быть моя музыка, которая была с ними во времена юности очистит их душу и поможет взглянуть на мир не так мрачно. В природе все просыпается - весна и есть надежда.
Ах, как жаль, что сегодня в Эстонии не существует званий театральным деятелям, ибо моя собеседница обладала ими в большом количестве. Примадонна Оперного театра, народная артистка Эстонии, народная артистка Советского союза, лауреат множества премий и наград - Маргарита Войтес.
Вы дочь военного, может дисциплина и трудолюбие привели вас к славе?
Я родилась Примадонной, ибо уже в три года, выступая и наряжаясь перед гостями, заявила, что “Я - Артиста.” Театр “Ванемуйне.” был тем местом, где родилась Мечта о театре.
Время учёбы в Консерватории не только обретение профессии, но и незабываемые встречи с мастерами, корифеями эстонской сцены.
В 1955 году после окончания школы меня прослушал в Консерватории Александер Ардер и похвалив “ красивый голосочек” сказал, что этого недостаточно, нужно учиться в музыкальной школе, знать сольфеджио, быть подготовленной к учёбе в консерватории. И я обидившись, а может протестуя, пошла учиться в Тартуский университет на библиографический факультет. Там познакомилась с руководителем студенческого эстрадного оркестра Игорем Грабсом. С этим оркестром много ездили, выступали на только созданном, Эстонском телевидении. Был большой успех и меня пригласили петь в оперетту. Ставили спектакль “ Фиалка Монмартра.”. Мой друг и партнёр в спектакле Ян Сауль вызвался дать положительную рекомендацию на актрису Войтес своей маме педагогу Линде Сауль. Музыкальная школа, подготовительные курсы, а уже потом консерватория. Так что, путь в Музыкальную Академию, как ныне называют Таллиннскую Консерваторию, был не простым. Эстафету нам передали выпукники- студенты, в будущем знаменитые вокалисты Хендрик Крумм, Урвэ
Таутс. А со мной по коридорам бегали, влюблялись, сидели в библиотеке и сдавали экзамены Эри Клас, Эндо Лойтмяэ, Аада Куусеокс и др.
Во время учёбы разрешалось участвовать в спектаклях или концертах?
Что вы, наши педагоги были категорически против, ибо имели горький опыт такого мероприятия. Но меня не “уберегли.” Я выступала на конкурсах и приняла приглашение от духового квинтета с которым объездила Урал, целинный край и много других мест необъятного Союза. После гастролей передо мной встал нелёгкий вопрос, продолжить образование или взять академический отпуск в связи с декретом, так как ждала на свет появление своего первенца.
Но родители отважно ринулись мне на помощь предлагая заботу о внуке, лишь бы их “Примадонна” смогла продолжить учёбу.
После окончания вуза вас ждал прославленный театр, возглавляемый известным далеко за пределами Эстонии, Каарелем Ирдом. Целой махиной, огромным театральным комбинатом, состоящим из драмы, балета, оперы и оперетты руководил Мастер.
Вы не боялись потеряться в лабиринтах такого Дома?
Ещё как боялась, Каарель Ирд не дал мне опомниться и сразу бросил на уже идущий репертуар. А риск, он сопровождал меня по всей жизни...
Не увлекали вас иные жанры, кроме оперы?
Петь в опере не было моей мечтой, я видела себя артисткой оперетты, да и педагогами моими были Тийна Каппер, Ида Урбель, Удо Вяльяотс. Но сама Опера меня выбрала. В театре я даже принимала участие в нескольких драматических спектаклях, но не переставала мечтать о оперетте, где смогла бы реализовать все свои возможности, выразить мысль в голосе и пластике.
Кто же переманил вас в Таллинн, в театр “Эстония”?
Соблазнителем оказался Хендрик Крумм. Для успешной работы необходим был ансамбль - партнёры, дирижёр, постановщик и всё это тогда имелось в таллиннском театре, куда я перешла. Даже когда меня приглашали в Москву в Большой, я не захотела покинуть “Эстонию.”
На каком языке пели тогда оперу? Этот вопрос сегодня кажется наивным, ибо во всём мире давно поют на языке оригинала.
Ох, Эстония тогда была частью особого мира, закрытого пространства.
У меня была возможность сделать пластинки в Москве “Травиаты,” где я пела Виолетту, Джильды в “ Риголетто” и др., но только на русском языке, я отказалась
и таким образом пострадала, лишившись записи. А в Эстонии все оперы соответственно звучали на эстонском, но к счастью, уже при мне стали петь на языке оригинала. В дальнейшем я пела на итальянском, русском, немецком. Есть языки, в том числе и эстонский, которые очень хорошо ложатся на музыку.
Часто ли театр гастролировал, куда вы имели возможность выезжать?
Не так уж много мы разъезжали. Благодаря усилиям Эри Класа состоялись гастроли в 1972 году в Италию. Тогда на сцене нашего театра было много постановок впервые осуществлённых на территории Советского союза. А Аарнэ Микк был одним из экспериментаторов в оперном искусстве, смело нарушал устоявшиеся законы, передвигал очерёдность сцен. Это теперь пошли ещё дальше, открывают купюры, т. е. раздвигают возможности оперы.
Вы выступали на многих правительственных концертах, как принимали в этих кругах?
В Большом театре я была первой солисткой из Эстонии. В Кремлёвском Дворце съездов мне сделали сольный концерт, пела с духовыми и симфоническими оркестрами, выступала с романсами. Я была любимой певицей Индиры Ганди, и каждый её приезд приглашали петь русского “Соловья” Алябьева эстонскую певицу Маргариту Войтес.
В компаниях среди друзей вы поёте?
Нет, сейчас уже не пою, раньше в кругу школьных друзей пела много и музицировала, а когда это стало моей профессией перестала, за столом такое выступление часто кончается потерей голоса.
А можете ли вы петь другие партии?
Могу, но не всегда осмеливалась. Я ведь по школе не пою, педагог не занимался мною, как колоратурным сопрано, она старалась расширить мой голос, из-за этого я потеряла несколько возможностей высоких нот наверху. Посчастливилось спеть Альчину Генделя, а это партия драматического сопрано. А вот Кармен так и осталась мечтой...
Что послужило причиной вашего ухода из театра?
Наверное звёзды расположились особым образом... Также, как когда-то я ушла из Тартусского университета, решив в одночасье свою судьбу, так я покинула театр, меня тяготила атмосфера и отсутствие работы. В 1990 году я ушла из театра “Эстония,” совсем не думая, что ухожу из профессии. Но депрессия охватила настолько, что целый год просидела дома, смотрела телевизор, вязала, ела
мороженое. Таким образом организм, видимо, реагировал на многолетнее напряжение. Мои друзья и бывшие коллеги не дали долго киснуть и призвали к труду. Я стала давать сольные концерты, выступать в церквах, Домской, Нигулистэ и др. Раньше я боялась орган и только сейчас оценила необыкновенный инструмент. Мои концерты носят названия: “ Вечер с Аvе Маria” и посвящены памяти бабушки от которой получила голос и моей внучке Марии.
Эти концерты собирают много людей, они подходят близко, хотят дотронуться, как до иконы, сказать что-то хорошее...
В моей прошлой жизни было столько счастья, встреч, успеха, видимо, в мире должно быть равновесие, если сегодня я страдаю. Людям моего поколения сейчас очень тяжело и я не имею права, наверное, жаловаться.
Говорят, что у Скорпионов старость должна быть счастливой, значит я ещё не старая, утешаю себя...
P-S- А совсем скоро- поделилась со мной Маргарита Войтес- выходит моя пластинка. Если я ещё могу дарить радость своим искусством, я должна это делать пока живу.