Владимир Кантор, член Союза российских писателей, доктор философских наук.
ПАМЯТЬ - ЭТО ИСКУССТВО ИЛИ РАЗГОВОРЫ О ЖИЗНИ
Матерью девяти муз, сопровождавших Аполлона и творивших культуру, была Титанида, которую звали Мнемозина, что значит «память». Родила муз Мнемозина от Зевса, который этим союзом даровал людям покровительниц искусств, наук и ремесел. Иными словами, основой всех искусств является Память, родоначальница Муз.
Я, может, и не начал бы статью о книге Чудновской с разговора о музах, если бы один из рассказов сборника не назывался «Поэт и Муза». Писательница сама дала мне повод сказать о покровительнице ее творчества и, как читатель уже догадался, такой покровительницей я считаю Мнемозину. Можно конструировать сюжет и идею, на этом пути встречаем мы и героев Кавки, и бездарные поделки постмодернизма. Если же спросим, в чем отличие творчества от подражания ему-ответ прост: в подлинности. Подлинность же, достигается прежде всего точностью памяти, точностью переданного нам переживания писателя, найденного им образа, умением видеть памятью, что почти всегда позволяет увидеть в жизни «пограничную ситуацию».
Думаю, экзистенциалисты были правы, когда утверждали, что подлинное искусство всегда оперирует с «пограничной ситуацией», ситуацией, когда жизнь оказывается чреватой смертью, и все ценности человеческого бытия вдруг актуализируются в нашем сознании. Но где же и быть этой пограничной ситуации, как не в жизни! Увидеть ее можно с помощью конструкций и философских схем, но гораздо важнее, когда мы видим или слышим простой рассказ (непритязательный «разговор запросто») «из памяти» о каком-то эпизоде из детской или взрослой жизни, происшествии, встрече. Скажем, читаем мы историю одинокой женщины, дважды встреченной рассказчицей (рассказ «Наследство»), выходившей слепую дочь, выдавшей ее замуж за слепого же мужчину, уговорив родить, и теперь выхаживавшей внучку- делая ее такой же сильной и самостоятельной, как она сама… И неожиданно понимаем, что и вправду «жизнь прожить –не поле перейти», что жизнь любого человека чревата Судьбой, что греческий Рок настигает не только героев, но каждого из нас. Таких рассказов в сборнике много. Но самое главное, о чем говорит писательница почти в каждом своем тексте, что человек способен на борьбу с Роком, с Судьбой. У Чудновской быт прорастает трагедией, и ведет нас по трагедийному миру ее удивительная Память, выхватывающая из прошлого то одну, то другую историю. Автор оказалась любима Мнемозиной, и с помощью этой Матери муз показала нам нашу трагическую жизнь, просветленную несгибаемость человека, его витальность. В этой несгибаемости и содержится катарсис любой трагедии. Читая эту книгу, мне кажется, нельзя забывать, что богиня памяти Мнемозина отдала в спутницы Аполлону своих дочерей, среди которых и Клио, муза истории, и Мельпомена, муза трагедии, и что разговоры о жизни, основанные на памяти о прошлых событиях, наверно, одно из занятий этих прекрасных и умных женщин.
.