Get Adobe Flash player

МОИ БЕСЕДЫ И ИНТЕРВЬЮ:

ЧИТАТЬ...

 


 

КНИГА "ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ"

ЧИТАТЬ...

 


 

РАДИОСПЕКТАКЛИ:

СЛУШАТЬ...

 


 

МОИ ПАРТНЕРЫ:

 

 

 

Эйно  Баскин о себе и о нас...

 

Господин Баскин, ваш талант принадлежит не только эстонскому народу, он интернационален, ибо вы -сатирик, а это уже особый дар.

Прежде, чем вырасти в сатирика,  нужно было учиться актёрскому ремеслу, пошёл во ВГИК, в Москву,  не приняли, был разгул антесимитизма и мой “национальный”вопрос их не устраивал. Поступил и закончил Эстонский государственный

театральный институт. Ах, какие педагоги у меня были, замечательные мастера -Прийт Пыльдроос, Альфред Ребанэ, Эдуард Тинн, Феликс Моор. Курс мой  целиком уехал в Пярну, а я был приглашён в Таллинский  театр им. Кингисеппа, ныне драм. театр.

У меня было очень много работы, шестьдесят семь ролей.

Как- то меня увидел на сцене знаменитый Ленинградский режиссёр  Николай Акимов, узнал, что говорю  по- русски и пригласил поработать в его театре,  к тому времени моя семейная жизнь  не очень удачно сложилась и я принял предложение. В театре Комедии  играл  преимущественно серъёзные и даже трагические роли. Проработав три года, вернулся в Таллинн в драмтеатр, где главным режиссёром был Вольдемар Пансо, который принял во мне большое участие, доверяя играть ведущие роли в репертуаре. Несмотря на растущую популярность, на занятость в театре, я пытался быть самостоятельным.  В 1979 году  стал организовывать свой театр Миниатюр, работал с талантливейшим актёром театра и кино Юри Ярветом, 27 сольных спектаклей выпустил.

А как власть тогда относилась  к сатирику ?

О, это было очень трудное время, вечные вызовы, проблемы, гонения, дисквалификация, я был очень острословный человек.. В 1964 году мне “пришили” статью, которая не имела под собой никакой почвы  и посадили. Срок был полгода, но главное было меня изолировать.

Я  понял, что  в Таллинне гонения на меня не прекратятся и после выхода из тюрьмы  снова уехал в Ленинград на работу в Мюзикхолл. Театр много гастролировал по Союзу и за рубежём, куда меня, “невыездного”, конечно, не выпускали.  Именно тогда, в те времена, возникла идея создания театра Миниатюр. Судьба снова возвращает в Эстонию, на сцену Драмтеатра. И пошла работа над строительством своего театра, кто- то помогал, некоторые были категорически против, особенно  секретарь по идеалогии: “Баскин никогда не будет иметь свой театр!”говорил он.   В октябре 2000 года моему театру минуло 20 лет, а того идеолога я сегодня вижу в роли зрителя...

Какая реакция на возникновение вашего театра была у коллег?

Ведь  “театр - дело тонкое..

Я всё же в этом жанре был единственным артистом, сделавшим каръеру на эстраде, имел  имя, популярность, а ещё... никто всерьёз не ожидал, что из этого вырастет Театр, думали, мол будет эстрадный коллектив и соответственно нас и принимали. Формируя театр, начали с репертуара; Сухово- Кобылин, Дюрренмат, Шукшин, Радзинский, Шекспир, Островский- всё это серъёзный материал для театрального, а не для эстрадного Дома.

Мы всю жизнь мечтали о Настоящем театре, о театральном здании, мы заработали своим трудом на это право и получили  наконец возможность творить и принимать своего зрителя в благоустроенном здании.

Ну что ж,  Дом  вы построили, Сына вырастили. Имя Романа Баскина не  менее известно, чем ваше, мэтр, он наследует детище, любимое, рождённое  в муках...

Беру на себя смелость сказать, что Роман более интересный актёр, чем я, многоплановый и многогранный, в его возврасте я увлекался эстрадой, комедией. А Роман серъёзный человек, отличный режиссёр, он хорошо делает и кино, жаль, что перспектив в этом направлении нет ни у кого. Эстонский кинематограф нуждается в деньгах, нужны вклады, бизнесмены, а Роман -творческая личность, богема, скорее я больше склонен заниматься деньгами и хозяйством, опыт  директора театра вынудил. Но мне восьмой десяток пошёл, я должен уступить дорогу..

Чтобы вы хотели изменить, вернувшись в молодость, эдак лет на пятьдесят назад ?

Я перенёс три инфаркта, сердечную операцию, был в коме сорок семь дней, никто не верил, что выживу, а я выкарабкался, работал, театр меня спас. Если бы в моей юности была свобода, я бы ездил, смотрел мир, ставил бы.  Для меня Эстония всегда была слишком тесной, за пятьдесят лет работы на эстраде, я был более чем в двухстах городах Советского союза, у меня дома карта висит, флажками отметил географию своих выступлений, места живого нет.

В советское время в Эстонии было лучше, чем где-то в Тамбовской области, спокойнее, цивилизованнее, чище. Меня здесь ничего не раздражало, за исключением партийного начальства и коммунистической идеологии, которую я ненавидел всю жизнь. И сейчас в Эстонии такая тенденция- всё зависит от того, в какой ты партии. Если  Центрист -значит ты Ничто, потому что в данный момент в правительстве правит Коалиция. Деления на касты, на классы, на партийность. Я никогда не был членом партии, никогда.

А сейчас я в Центристкой и пошёл туда, потому что верил, что смогу быстрее выстроить свой театр. Теперь понимаю, как это мешало моей работе, снижало возможности. Я был в учредительном собрании города четыре года, а сейчас за миллион  не согласился бы там сидеть. Творческая работа -это то что меня удовлетворяет, приносит радость, а политика, в общем-то проституция. В мои годы я уже не годен для проститутки, слишком стар.

Конечно, Эстония за последние годы достигла немало, но на улицах нищие, много пенсионеров, которые не живут, а выживают, есть проблемы с русскоязычным населением. Страшная очередь за получением гражданства, вида на жительство

-это ведь издевательство над достоинством человека.В цивилизованном государстве, которое уже десять лет является свободным и самостоятельным устраивают такой цинизм, так унижают людей...

С пяти утра народ стоит в очереди. Где президент, где правительство, почему молчат? А куда деваться жильцам, оказавшимся квартиросьёмщиками частных владельцев, ведь без крова останутся двести тысяч человек, это уже вопрос не национальный, пострадают  и те же эстонцы.  У власти сидящие, изобретающие “гениальные” законы, не понимают  конкретной реальности, неужели не могут просчитать на шаг вперёд, что при такой политики “ корабль пойдёт ко дну!”

Ваш театр всегда был и своеобразной политической трибуной,  а сами вы, как сатирик, страстный и не равнодушный человек, принесли пользу стране  во много раз больше, чем иной политик.

Когда -то великий   артист-сатирик Аркадий Райкин говорил: “Всё то, что я хочу, я всё равно сказать не могу” Но мастерство, гениальность помогли ему избегать гнёта тупой цензуры надсмотрщиков режима, находить путь к зрителю. А сегодня нужна цензура вкусов, чтобы не падал  уровень искусства, не занижать требований к исполнителям и авторам, которые наводнили своей “халтурой” Театр.

В газете “Eesti Päevaleht” есть рубрика “ Анекдоты от Баскина”

Вас  самого легко рассмешить?

Да нет, я вообще не смешливый человек, и очень редко в театре смеюсь,  рассмешить меня трудно, вероятно потому, что в этом жанре сам верчусь- кручусь всю жизнь. Но когда на сцене работают талантливые люди, как Карцев, Хазанов, Жванецкий, - тогда я благодарный зритель. Смех  лечит, отчищает, хотите  напоследок анекдот от Баскина?

“У сгоревшего дома на пепелище сидит старый еврей и плачет.

Мимо проходит другой еврей и спрашивает: “Что ты плачешь, что произошло? Тот отвечает:”Дом сгорел, жена сгорела, дети сгорели, вот сижу один...Проходящий мимо говорит “ А, как вообще ты себя чувствуешь?”...